Главная страница Специалисты советуют Психолог советует Значение дидактической игры в жизни ребенка

Телефон "горячей линии" по вопросам незаконных сборов денежных средства в МБДОУ 8(3852) 20-64-07

Телефон "горячей линии" по нарушению температурного режима

8(3852) 20-64-07

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Сведения о МБДОУ

Значение дидактической игры в жизни ребенка

Консультация для родителей

«Значение дидактической игры в жизни ребенка»

Игра имеет исключительное значение в развитии детей.  Игра для них - учёба,   труд, средство познания окружающего.  Однако многие дети в силу возраста или индивидуальных особенностей не способны самостоятельно перенести действие или событие в игру. Им требуется помощь. И главными  помощниками, конечно, будут мама и папа.

С самых ранних лет жизни надо ставить ребенка в такие условия, чтобы он как можно больше играл. И задача взрослых не только не мешать играм ребенка, но и создавать развивающую игровую среду, учить ребенка играть в самые разные игры.

Дидактическая игра -  это игры обучающие. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Воспитательные и образовательные задачи не выступают в них открыто, они решаются через    игровые действия, правила.

Если же участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Поэтому, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребёнок овладеет знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачей. Это побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.

Если говорить в целом об игре в жизни ребенка, то ее роль очень весома. Во время обычной игры ребенок не имеет никаких установок, поэтому строит с учетом только своих интересов сам процесс, привлекая в него интересных ему участников и игрушки. В таких случаях игра  является  свободной деятельностью, которую ребенок принимает на свой счет как «настоящее» действо. Она способна  полностью захватить мысли играющего и увлечь в этот удивительный мир, в котором он не будет ощущать ни времени, ни упадка сил.

Разница с дидактической игрой в данном случае существенная. Призванная обучать, дидактическая игра позволяет упростить процесс  мотивирования, заинтересовывания  детей процессом  обучения.  Ее регулярное использование   помогает детям  в более интересной форме легче осваивать и закреплять  новые знания. По своей сути использование дидактических игр в жизни детей помогает перейти от обычной деятельности к обучающей в легкой форме. То есть, играя,  ребенок не замечает, как получает новые знания, для него этот процесс становится естественным. Во время игры он начинает познавательную деятельность, а так как порой полученных знаний мало, то его любопытство берет верх, инстинкт исследователя помогает получать и усваивать уже более углубленные знания на интересующую его тему. Участвуя в дидактических играх, ребенок овладевает определенным рядом знаний, добиваясь результата.

Как и любое обучающее занятие, дидактическая игра имеет своей  целью    как можно полнее удовлетворить  любознательность детей, обогатить их опыт и знания об окружающем его мире. С помощью дидактических игр у ребенка развиваются такие психические функции и качества как внимательность, логическое мышление, память, мелкая моторика, аккуратность, речь, наблюдательность, реакция.

Во время использования дидактической игры дети учатся сравнивать предметы по их размеру, форме, получают знания и фиксируют понятие «мало-много», «больше-меньше». Изучают деревья, растения, животных, птиц. Понимают, что у птиц и животных есть детеныши, запоминают, как называют каждого. Учатся  выстраивать логические цепочки, например, как в игре со сказкой, в которой ребенок должен определить по картинкам последовательность сюжета.

При регулярном и целенаправленном использовании дидактических игр у детей возрастает и качественно меняется  словарный запас, что позволяет  более  четко выражать свои чувства и мысли. Ребята  все чаще начинают общаться друг с другом, рассказывая и делясь своими переживаниями о происходящем. Постепенно выстраивается грамматический строй речи, сама речь совершенствуется.  Ребенок учится выдержке и возможности говорить только после определенных действий. Например, не говорить хором ответ, а ждать молча   пока его не спросят. Поверьте, на начальном этапе для ребенка  это  тяжелое испытание,  но выдержку и силу воли тоже надо тренировать. Ведь если в детском саду ему приходится соблюдать более мягкие правила поведения, то  в школе - только их четкое соблюдение дает возможность хорошо учиться.

И еще, как и в любом виде деятельности, во время применения дидактической игры с детьми нужно  поощрять победителя, говоря о том, что именно сейчас ребенок старался и делал все для достижения победы. Особенно отмечайте похвалой его старания, даже если ребенок и не достиг большого успеха. Такая поддержка очень важно для   ребенка, она вселяет в него уверенность в своих возможностях, способствует формированию адекватной самооценки.

Множество игр может придумать сам ребенок, но только из-за недостатка знаний и опыта,  он будет делать это достаточно однобоко. Поэтому,  применяя дидактические игры в жизни ребенка, вы вносите существенный вклад в его образование.

Значение дидактической игры в жизни ребенка велико и этот факт никак нельзя недооценивать. Регулярное применение игр дает свои ощутимые результаты достаточно быстро. Поэтому играйте с детьми как можно чаще. Чем больше времени вы будете проводить со своими детьми, тем лучше вы будете их понимать, знать об их переживаниях, удачах и поражениях, страхах и победах!

Прокуратура Алтайского края информирует

Профилактика короновируса